Информационный час " Дети имеют право"
Цели:
обобщить знания детей об основных правах ребенка, научить применять их в жизни;
разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
воспитывать уважение к правам других людей;
способствовать формированию активной жизненной позиции.
I. Вступительное слово учителя
_Наш сегодняшний информационный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?!» - эти слова, к сожалению, часто произносятся в разных ситуациях.
Давайте обсудим:
Что такое право, права ребенка?
Права ребенка - совокупность законодательных норм, направленных на защиту интересов ребенка во всех сферах жизнедеятельности.
Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).
Какие документы регламентируют права ребенка? Когда и почему они были приняты?( все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка»., Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.) Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
В Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что каждое человеческое существо является ребенком до достижения им 18-летнего возраста (статья 1)
_ Какие же права есть у всех детей мира?
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
_Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека Приведите примеры нарушения прав детей из литературных произведениях. На доске записаны названия сказок: «Дюймовочка», «Гарри Поттер», «Три поросенка», «Золотой ключик», «Мороз Иванович», «Золушка», «Красная шапочка». Дети отвечают, называя сказку.
1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?
2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?
5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
В какой сказке и кто нарушал права и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)
_ Остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Выберите правильный ответ.
Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Право на бесплатное образование)
Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.
Буратино хотел попасть в театр, у него было право наслаждаться искусством.
Карабас Барабас нарушил право Буратино на неприкосновенность.
Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино принадлежащего ему имущества.
Ролевая игра «Юридическая консультация»
_. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...»
Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?
(- Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.0
М а у г л и. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?
(- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.)
_ Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.
Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
(- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.)
- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
Что такое обязанность? (Круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения)
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
Задание: Дополнить фразу так, чтобы каждому праву соответствовала обязанность.
Подсказка: Обязанности всегда предельно конкретны, тогда они понятны и выполнимы.
Фразы:
Дети имеют право на то, чтобы их серьезно воспринимали и обязанность…(слушать других).
Дети имеют право на хорошую медицинскую заботу и обязанность…(самим хорошо заботиться о себе)
Дети имеют право на хорошее образование и обязанность…(учиться и уважать своих учителей)
Дети имеют право делать ошибки и обязанность…(делать выводы из них, признавать их)
Дети имеют право хорошо питаться и обязанность…(не быть привередливыми в еде)
Дети имеют право на чистую окружающую среду и обязанность…(не загрязнять ее)
Дети имеют право жить с родителями …(заботиться о родителях)
Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? Это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка
VI. Подведение итогов (рефлексия)
И помните: ваши права действительны в том случае, если вы не нарушаете права других людей. Каждое право порождает обязанность.