Воспитание является составной частью образования. Образование – обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося. Решать вопросы образования должны совместно учитель и воспитатель.
Согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Занятия», утв. постановлением Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 июля 2017 г. № 33 http://pravo.by/upload/docs/op/W21732366p_-2209168800.pdf основные обязанности учителя (воспитателя) учреждений образования, реализующих образовательную программу начального образования, включают:
выполнение учебных программ по учебным предметам в соответствии с учебным планом и графиком образовательного процесса;
планирование, подготовку и проведение учебных, факультативных (стимулирующих, поддерживающих) занятий по одному или нескольким учебным предметам;
постановку четких целей учебных занятий, а также уведомление учащихся об этих целях;
использование разнообразных эффективных форм, приемов и методов при организации образовательного процесса, способствующих повышению его качества;
применение методов преподавания и использование учебных материалов в соответствии с целями и задачами учебных, факультативных (стимулирующих, поддерживающих) занятий, индивидуальными особенностями учащихся;
изучение индивидуальных особенностей, интересов и склонностей учащихся с целью создания надлежащих условий для развития творческих способностей и познавательных интересов учащихся;
присмотр за детьми во время занятий и в другое время в течение школьного дня, в том числе на игровой площадке во время перемен;
контроль и оценку учебных достижений и поведения учащихся;
консультации с другими учителями и законными представителями учащихся;
участие в деятельности педагогического совета, методических объединений и других формах методической работы, в собраниях, посвященных вопросам общего среднего образования, в том числе в родительских собраниях;
планирование, организацию и участие в мероприятиях, организуемых с учащимися в целях их обучения и воспитания.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Деятельность групп продленного дня осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании, принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 2011 г. (далее – Кодекс об образовании);
http://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb/1.htm
- Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 (в редакции постановлений Министерства образования от 04.02.2014 № 9 от 10.04.2014 № 38, от 27.11.2017 № 148, от 03.03.2018 № 10) (далее – Положение об учреждении общего среднего образования);
http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21832951&p1=1
- Положение о группе продленного дня, учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 июля 2011 г. № 201 (далее – Положение о ГПД);
http://pravo.newsby.org/belarus/postanov3/pst653.htm
- Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 (в редакции постановлений Министерства здравоохранения от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78, от 17.05.2017 № 35, от 03.05.2018 № 39) (далее – Санитарные нормы и правила);
http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/srenee-obr/sanitarnye-normy-pravila-i-gigienicheskie-normativy/index.php
- Перечень документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, установленный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2017г. № 164 (далее – Перечень документов для педагогических работников);
http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/srenee-obr/sanitarnye-normy-pravila-i-gigienicheskie-normativy/index.php
Группы продленного дня функционируют в соответствии с режимом группы продленного дня, который рассматривается педагогическим советом учреждения образования, обсуждается с родительским комитетом и утверждается руководителем учреждения образования (п. 11 Положение о ГПД).
Режим группы продленного дня составляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, санитарными нормами и правилами.
При составлении режима группы продлённого дня необходимо учесть следующие требования (Санитарные нормы и правила п. 124):
- дневной сон (в специально выделенном помещении спальни-игровой) для учащихся 1-х классов и с ослабленным здоровьем;
- пребывание на открытом воздухе не менее 1,5 часа.
На основании пункта 175 Санитарных норм и правил учащиеся учреждений образования должны получать пищу каждые 3,5 - 4 часа. Учащимся, посещающим группы продленного дня, предоставляется двухразовое питание при пребывании в учреждении образования до 8 часов и трехразовое питание - при пребывании более 8 часов
Питание учащихся 1-х классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования, организуется в порядке, установленном для воспитанников учреждений дошкольного образования, при соблюдении санитарных норм и правил, устанавливающих требования для учреждений дошкольного образования.
В режим группы продлённого дня следует включить общеразвивающие занятия на воздухе и общеразвивающие занятия в помещении. При планировании общеразвивающих занятий следует учитывать продолжительность учебного занятия (занятия) (Санитарные нормы и правила п. 103): в 1-х классах учреждений образования не должна превышать 35 минут, во 2 - 11-х классах - 45 минут. Согласно п.15 Положения о ГПД, учащиеся во время пребывания в группе продленного дня могут посещать занятия в объединениях по интересам как в учреждении образования, где открыта группа продленного дня, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.
Планируя спортивно-оздоровительную работу, (Санитарные нормы и правила п. 112) в режим дня следует включить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьной недели.
При планировании самоподготовки в режиме группы продлённого дня (Санитарные нормы и правила п.131) необходимо соблюдать требования, предъявляемых к домашним заданиям с учетом возможности их выполнения учащимися. Домашние задания учащимся 1-го класса не должны задаваться в течение всего учебного года, во 2-м классе - до 1,2 часа, 3 - 4-м классах - 1,5 часа, 5 - 6-м классах - 2 часов, 7 - 8-м классах - 2,5 часа, 9 - 11-м (12-м) классах - 3 часов.
Составляя режим группы продлённого дня, следует учитывать, что продолжительность работы группы продленного дня - не более 6 часов в день (п.12 Положения о ГПД).
Перечень документов, обязательных для ведения воспитателем указан в Перечне документов для педагогических работников.
Сюда входят следующие документы:
- журнал группы продленного дня учреждений общего среднего образования;
- календарно-тематическое планирование на четверть;
- ежедневное планирование.
При организации социальной, воспитательной и идеологической работы необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании, принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 2011 г. (далее – Кодекс об образовании);
http://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb/1.htm
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утв.
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15 июля 2015 № 82 (далее Концепция непрерывного воспитания) http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=3211
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.
- Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году»
При планировании воспитательной работы в группе продлённого дня педагогу необходимо руководствоваться принципами целенаправленности, системности, учета возрастных особенностей, интересов учащихся, преемственности, последовательности, реалистичности запланированных мероприятий. Актуальные мероприятия для реализации в новом учебном году определены планом мероприятий по реализации Программы непрерывного воспитания.
В разных учреждениях образования календарно-тематические планы могут отличаться по содержанию, форме, структуре, но для каждого учреждения образования следует принять единую форму планирования, обеспечить реализацию направлений воспитания, обозначенных в нормативных документах.
Форму проведения общеразвивающих занятий в помещении и на воздухе воспитатель выбирает самостоятельно и отражает её в календарно-тематическом плане на четверть. В ежедневных планах воспитательной работы отражаются все режимные моменты, подробные разработки общеразвивающих занятий. Данные мероприятия воспитатель группы продленного дня фиксирует в журнале ГПД.
Рекомендации по ведению журнала группы продлённого дня
Журнал ведётся в учреждении образования, в котором функционирует группа продлённого дня, и предназначен для учёта посещения учащимися группы продлённого дня, мероприятий, которые организуются и проводятся воспитателем группы продлённого дня и других сведений.
- Все записи в журнале ведутся аккуратно, разборчиво, ручкой с пастой синего или фиолетового цвета (по решению педагогического совета учреждения образования) в соответствии с языком обучения в учреждении образования.
- Режим группы продлённого дня составляется в соответствии требованиями Санитарных норм и правил, учитывая возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста, записывается по полугодиям на соответствующих страницах.
Страницу «Режим группы продлённого дня» заполняет воспитатель не позднее первого дня каждого полугодия.
- Список учащихся, посещающих группу продлённого дня, заполняется в алфавитном порядке. В журнал разрешается вносить фамилии только тех учащихся, чьё зачисление в группу оформлено приказом руководителя учреждения образования. Если учащийся начал посещать группу в течение учебного года, его фамилия заносится в конец списка. Дата зачисления (отчисления) указывается на странице журнала “Общие сведения об учащихся” с указанием даты и номера соответствующего приказа.
- В графах «Содержание деятельности» содержание работы с учащимися оформляется на двух строках с указанием темы и формы общеразвивающего занятия на воздухе и общеразвивающего занятия в помещении.
- Воспитатель ежедневно отмечает отсутствующих учащихся буквой «н». Даты на странице «Посещение группы учащимися» должны совпадать с датами на странице «Содержание деятельности».
- В графе «Замечания воспитателя» не пишется количество отработанных часов и не ставится подпись.
- Страницу «Лист здоровья» заполняет воспитатель согласно «Листку здоровья» классного журнала не позднее 20 сентября (I полугодие) и 20 января (II полугодие).
- Страницы «Сведения о занятиях учеников в кружках, секциях, студиях и др.» заполняет воспитатель на каждую учебную четверть.
- Страницы «Общие сведения об учениках» заполняет воспитатель группы в начале учебного года. При необходимости вносятся изменения. В графу фамилия, имя, отчество законных представителей учащегося вносятся сведения об обоих родителях. При наполнении группы продлённого дня более 24 человек, количество строк для заполнения сведений на одного ученика уменьшается с шести до трёх.
- Руководитель учреждения образования и его заместители по учебной (учебно-воспитательной) работе обеспечивает сохранность журналов ГПД (1 год) и регулярно осуществляют контроль за правильностью их ведения и выполнения календарно-тематического планирования.
Методист высшей квалификационной категории
отдела начального образования
Минского городского института развития образования
Камяк Елена Владимировна