Дорогой друг!
Выбирая факультативные занятия, а вместе с этим, возможно, и будущую профессию, ты, конечно, оцениваешь свой характер, интересы и способности, соотносишь свое «Я» с требованиями конкретных профессий, пытаешься представить себе, способен ли ты стать профессионалом в той или иной сфере деятельности. Рекомендуем тебе руководствоваться следующими правилами:
1. Изучи самого себя (интересы, склонности, увлечения, способности, состояние здоровья, особенности психики и пр.). Ответь на вопросы: «Чего я хочу?», «Что я могу?», «Какие профессии актуальны сегодня?», «Какие будут востребованы в будущем?»
2. Найди возможность поближе познакомиться с информацией по наиболее заинтересовавшим тебя профессиям, особенно по тем профессиям, в специалистах которых нуждается регион.
3. Еще раз соотнеси свои возможности с требованиями желаемых профессий, посоветуйся с родителями, учителями, врачами, психологами, получи консультации у специалистов.
4. Попробуй, если возможно, на практике свои силы в избранной профессии.
5. Сравни свои знания о профессии с результатами практического знакомства с ней, сделай окончательный выбор.
6. Познакомься с образовательными направлениями (для учащихся гимназий и лицеев) и с факультативными занятиями, которые предлагает школа.
7. Определи предметы, повышенный уровень изучения которых был бы полезен тебе для продолжения образования, получения в будущем желаемой профессии.
Методика «Профиль»*
для определения профессиональной направленности учащихся
(модификация «Карты интересов»)
Инструкция
Данные вопросы касаются Вашего отношения к различным направлениям деятельности.
Нравится ли вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+»; если не нравится - «-»; если сомневаетесь - поставьте «?».
Это не экзамен и не контрольная работа, поэтому здесь не может быть неправильных ответов - могут быть только необдуманные. Чем искреннее вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат, который вы получите сразу после завершения работы. Не советуйтесь друг с другом и не тратьте много времени па размышления.
Бланк для ваших ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
Мне нравится...
1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9- Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10.Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11.Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12.Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14.Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
15.Ходить в походы, бывать в новых, неизведанных местах.
16.Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17.Участвовать в общественной жизни школы, города.
18.Объяснять одноклассникам учебный материал.
19- Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20.Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
21.Проводить опыты по физике.
22.Ухаживать за животными, растениями.
23.Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24.Собирать и ремонтировать мебель, часы, замки, велосипеды.
25.Коллекционировать камни, минералы.
26.Вести дневник, сочинять'стихи и рассказы.
27.Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28.Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.
29- Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30.Участвовать в военных играх, походах.
31.Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33- Собирать и ремонтировать компьютеры.
34.Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35.Участвовать в географических, геологических экспедициях.
36.Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37.Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
38.Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39- Искать и находить способы зарабатывания денег.
40.Заниматься физической культурой и спортом.
41.Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42.Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43.Разбираться в принципах работы электроприборов.
44.Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45.«Читать» географические и геологические карты.
46.Участвовать в спектаклях, концертах.
47.Изучать политику и экономику других стран.
48.Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49- Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет. 50. Участвовать в спортивных соревнованиях.
Обработка и анализ результатов
После того, как ребята завершат работу с опросником, они должны подсчитать количество плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:
1 - физика и математика;
2 - химия и биология;
3 - радиотехника и электроника;
4 - механика и конструирование;
5 - география и геология;
6 - литература и искусство;
7 - история и политика;
8 - педагогика и медицина;
9 - предпринимательство и домоводство;
10 - спорт и военное дело.
Чем выше балл в каждой колонке, тем выше интерес к этому виду деятельности. Максимальный балл - 5 - говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает 2 балла, значит, профессиональные интересы еще не сформированы.
Чаще всего максимальное число баллов оказывается не в одном, а в трех-четырех столбцах. Эти комбинации выявляют сферу профессиональных интересов подростка.
Рекомендации для психологов и учителей
Методика основана на самооценке, которая различна у всех учащихся. Слово «интерес» тоже каждый понимает по-своему, поэтому предупредите ребят, чтобы они сравнивали число «плюсов» в разных колонках своего бланка, а не с числом «плюсов» в бланке соседа по парте.
Поинтересуйтесь, кто согласен с полученными результатами, кто не согласен, кто ими удивлен. Напомните ребятам, что эта работа -только шаг в изучении своих интересов и склоннос-тей, поблагода-. рите их и соберите бланки.
Опросник
профессиональных склонностей Л. Йовайши
(модификация Г. В. Резапкиной)*
Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличие от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы.
Инструкция
Закончите высказывания, выбрав один из вариантов - а), б) или в) -и обведите соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса.
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
а) общаться с самыми разными людьми;
б) что-нибудь делать своими руками - мебель, машины, одежду и т.д.;
в) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцепе и т. д.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
а) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
б) сюжет, действия героев;
в) информация, которая может пригодиться в жизни.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:
а) в области науки;
б) за общественную деятельность;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать:
а) управляющим банка;
б) главным инженером на производстве;
в) начальником экспедиции.
5. Будущее людей определяет:
а) достижения науки;
б) развитие производства;
в) взаимопонимание между людьми.
6. На месте директора школы я прежде всего займусь:
а) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры);
б) созданием дружного, сплоченного коллектива;
в) разработкой новых технологий обучения.
7. На технической выставке меня больше привлечет:
а) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
б) внутреннее устройство экспонатов;
в) их практическое применение.
№ ответа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
а) |
|
|
в) |
|
б) |
2 |
|
в) |
|
а) |
б) |
|
3 |
б) |
а) |
|
в) |
|
|
4 |
|
|
б) |
|
в) |
а) |
5 |
в) |
а) |
б) |
|
|
|
6 |
б) |
в) |
|
|
|
а) |
7 |
|
б) |
в) |
а) |
|
|
8 |
б) |
|
|
|
а) |
в) |
9 |
|
б) |
|
а) |
в) |
|
10 |
|
|
|
в) |
а) |
б) |
11 |
в) |
б) |
а) |
|
|
|
12 |
|
|
а) |
б) |
в) |
|
13 |
а) |
|
|
|
б) |
в) |
14 |
|
а) |
|
б) |
в) |
|
15 |
в) |
|
а) |
|
б) |
|
16 |
б) |
|
в) |
|
|
а) |
17 |
|
|
|
б) |
а) |
в) |
18 |
а) |
в) |
б) |
|
|
|
19 |
|
|
в) |
|
а) |
б) |
20 |
в) |
|
б) |
|
|
а) |
21 |
|
а) |
в) |
б) |
|
|
22 |
|
б) |
а) |
в) |
|
|
23 |
|
|
в) |
а) |
|
б) |
24 |
а) |
|
|
|
б) |
в) |
Всего |
|
|
|
|
|
|
8. В людях я ценю прежде всего:
а) мужество, смелость, выносливость;
б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;
в) ответственность, честность, аккуратность.
9- В свободное от работы время я буду:
а) писать стихи или рисовать;
б) ставить различные опыты;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня больше привлечет:
а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
б) деловое общение;
в) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.
11. Мне интереснее беседовать:
а) о машине нового типа;
б) о новой научной теории;
в) о человеческих взаимоотношениях.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.
13- В школе больше внимания следует уделять:
а) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;
в) укреплению дисциплины.
14. Я с большим интересом смотрю:
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне было бы интереснее работать:
а) с машинами и механизмами;
б) с объектами природы;
в) с детьми или сверстниками.
16. Школа в первую очередь должна:
а) давать знания и умения;
б) учить общению с другими людьми;
в) обучать навыкам работы.
17. Каждый человек должен:
а) вести здоровый образ жизни;
б) иметь возможность заниматься творчеством;
в) иметь удобные бытовые условия.
18. Для благополучия общества в первую очередь необходима:
а) защита интересов и прав граждан;
б) забота о материальном благополучии людей;
в) наука и технический прогресс.
19- Мне больше всего нравятся уроки:
а) физкультуры;
б) математики;
в) труда.
20. Мне интереснее было бы:
а) планировать производство продукции;
б) изготавливать изделия;
в) заниматься сбытом продукции.
21. Я предпочитаю читать статьи:
а) о выдающихся ученых и их открытиях;
б) о творчестве художников и музыкантов;
в) об интересных изобретениях.
22. Свободное время я охотнее провожу:
а) делая что-нибудь по хозяйству;
б) С КНИГОЙ;
в) на выставках и концертах.
23. Большой интерес у меня вызовет сообщение:
а) о художественной выставке;
б) о ситуации на фондовых биржах;
в) о научном открытии.
24. Я предпочитаю работать:
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Обработка и анализ результатов
После заполнения бланка ребята должны подсчитать число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и записать эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов - профессиональная склонность ярко выражена; 7-9 баллов - средняя выраженность профессиональной склонности; 4-6 баллов - слабая выраженность профессиональной склонности; 0-3 балла - профессиональная склонность не выражена. В каждой из шести колонок представлена сумма баллов. Она отражает склонность к определенному виду деятельности:
1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информа-ционным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности;
2 - склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, занимающимся исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией;
3 - склонность к работе на производстве. Круг соответствующих профессий очень широк производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом. Профессии этой группы предъявляют повышенные требования к здоровью человека, координации движении, вниманию;
4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сцениче-ской деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству;
5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью и морально-волевым качествам;
6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом и преобразованием текстов (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Рекомендации для психологов и учителей
Ребята должны чувствовать интерес взрослого к себе, поэтому важно прямо на уроке поинтересоваться результатами диагностики, попросив поднять руки тех, кто определил свои профессиональные склонности. В конце урока важно спросить у ребят, насколько результаты теста соответствуют их собственным представлениям о себе. В качестве обратной связи можно попросить подростков написать на бланке, насколько полученные результаты совпадают с их собственным представлением о себе.
Примерный текст завершающей беседы
Вы ознакомились с разными видами профессиональной деятельности и сферами применения своих знаний и умений, которыми вы уже владеете и которым еще научитесь.
Кроме того, вы познакомились с понятиями «интерес» и «склонность». Между интересами и склонностями много общего, но есть и различия. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности - формулой «хочу делать». Можно интересоваться кинематографом: с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и коллекционировать их автографы, но самому совершенно не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями.
Приложение 4
Психологические типы профессий
(по Е. А. Климову)
Выделено пять обобщенных предметов труда: человек, знаковые системы, художественные образы, природа, техника. В соответствии с этим определено пять типов профессий.
«ЧЕЛОВЕК -ЧЕЛОВЕК»
Здесь ведущий предмет труда - люди.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др. Среди этого типа профессий можно выделить:
• профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
• профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
• профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
• профессии, связанные с информационным обслуживанием;
• профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами:
• профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:
• устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми;
• потребность в общении;
• способность понимать намерения, помыслы, настроения людей;
• умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей;
• умение находить общий язык с разными людьми.
«ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ»
Здесь ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.
Профессии типа «человек - знаковые системы» включают:
• профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием;
• профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения;
• профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойсгв окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
«ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
Здесь ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
Профессии типа «человек - художественный образ» включают:
• профессии, связанные с изобразительной деятельностью;
• профессии, связанные с музыкальной деятельностью;
• профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью;
• профессии, связанные с актерско-сцепической деятельностью.
Одна из особенностей профессий типа "человек - художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.
«ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА»
Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
Среди профессий типа «человек - природа» можно выделить профессии, ведущий предмет труда которых - растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.
Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и среда их существования.
При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой собираетесь отдавать все силы производству.
И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но и предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.
«ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»
Здесь ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, по и на область технических объектов и их свойств.
Среди профессий типа «человек - техника» можно выделить:
• профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
• профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
• профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов;
• профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
• профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
• профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
• профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
• профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
Анкета для изучения отношения учащихся к факультативным занятиям
Отметьте, пожалуйста, те варианты ответов, которые соответствуют вашим представлениям о факультативных занятиях.
1. Что предопределило ваш выбор факультативных курсов?
- профессиональные устремления;
- желание быть успешным на ЦТ;
- установки родителей;
- советы учителей;
2. В какой степени школой удовлетворены ваши образовательные запросы?
- не удовлетворены;
- удовлетворены частично;
- удовлетворены полностью;
3. Вы удовлетворены факультативными занятиями, поскольку ОНИ:
- соответствуют вашему выбору;
- интересны по содержанию;
- имеют практическую направленность;
- проводятся в малой группе;
- повышают уровень знаний и умений по предмету;
- проводятся без выставления отметок;
4. Что является причиной вашей неудовлетворенности (недостаточной удовлетворенности) факультативными занятиями?
- ограниченный перечень предложенных школой факультативов;
- ограничение на количество факультативов, которые может взять ученик;
- факультативные занятия, по сути, не отличаются от уроков;
5. Что следовало бы изменить в организации факультативного обучения в нашей школе:
- по режиму проведения занятий
- по номенклатуре факультативов
- в проведении занятий
- в оценочной деятельности учителя
Кого не любят работодатели
Может показаться, что предлагаемый материал не имеет отношения к общеобразовательной школе; что он сгодится только тем, кто работает и учится в школе профессиональной. Мы так не считаем, поскольку переучивать людей гораздо труднее, чем их учить.
Чтобы молодому человеку не отказывали в приеме на работу, ему полезно знать характеристики людей, которым часто отказывают в трудоустройстве. Перечень составлен на основе обзора, подготовленного Ф. С. Эндикотом из Северо-Западного Университета (Бостон, США).
• Жалкий внешний вид.
• Манеры всезнайки.
• Неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, грамматические ошибки.
• Отсутствие интереса и энтузиазма.
• Невозможность участвовать в делах помимо обусловленного графика.
• Чрезмерная концентрация на деньгах: заинтересованность только в более высокой оплате.
• Нежелание начать снизу: ожидает слишком много и слишком быстро.
• Стремление к самооправданию, уклончивости. Ссылки на неблагоприятные факторы.
• Недостаток такта.
• Недостаточная вежливость.
• Презрительные отзывы о предыдущих работодателях.
• Выраженное нежелание учиться.
• Нежелание глядеть в глаза интервьюеру.
• Нерешительность.
• Неряшливость.
• Отсутствие целеустремленности (просто ищет местечко).
• Желание получить работу на короткое время.
• Мало знаний по специальности.
• Несамостоятельность (например, за него принимают решение родители).
• Отсутствие интереса к компании, в которую хочет устроиться на работу, или отрасли.
• Нежелание отправляться туда, куда потребуется.
• Цинизм.
• Низкий моральный уровень.
• Лень.
• Нетерпимость при сильно развитых предубеждениях.
• Узость интересов.
• Неумение ценить время (например, проводит много времени у телевизора).
• Отсутствие интереса к общественной деятельности.
• Отсутствие понимания ценности опыта.
• Радикальность идей.
• Опоздание на собеседование без уважительной причины.
• Невоспитанность (не благодарит интервьюера за уделенное время).
• Отсутствие вопросов о работе к интервьюеру.
• Неопределенность ответов на вопросы.