Профессиональное выгорание педагогов | Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога | Профессиональное выгорание педагогов. Пути преодоления |
- Проблемы организации образовательного процесса в современных условиях
- Тренинг как эффективный метод развития педагогической рефлексии
- Психологические основы педагогической беседы педагога с учащимися
- Профилактика кибербуллинга в молодежной среде
- Эмоциональное благополучие воспитанника в современном образовательном учреждении
- О расширенном воспроизводстве культуры, человека и проблемах при этом возникающих
- Изучение биографии писателя в школе (для учителей русской литературы учреждений общего среднего образования)
- Из опыта проведения дня самообразования в начальных классах
- Эффективные методы организации взаимодействия на учебных занятиях на первой ступени общего среднего образования
- Особенности изучения некоторых тем в курсе учебно предмета «Чалавек і свет. Мая Радзіма - Беларусь» в 4-ом классе
- Профилактика асоциального поведения учащихся в учреждениях образования
- Методические рекомендации к проведению августовских секций учителей-дефектологов
- Рекомендации к августовским секциям специалистов СППС учреждений образования
- Компетентностный подход в преподавании химии и биологии через проблемно-исследовательскую и экспериментальную деятельность
- Компетентностный подход к организации исследовательской деятельности в образовательном процессе по математике
- Компетентностный подход в обучении географии
- Компетентностный подход в преподавании физики через проблемно-исследовательскую и экспериментальную деятельность
- Методические рекомендации для учителей трудового обучения по учебному предмету "Трудовое обучение"
- Проектно-исследовательская деятельность по информатике как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся
- Организация идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования (для заместителей директоров по воспитательной работе)
- Организация идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования (для учителей, выполняющих функции классных руководителей)
- Основные направления деятельности педагога-психолога (для педагогов-психологов учреждений образования)
Как подготовить современный урок
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется:
- уровнем проведения урока;
- содержательной частью;
- методической наполненностью;
- атмосферой.
Для того чтобы уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
1. Первое с чего надо начинать подготовку к уроку:
- четко определить для себя и сформулировать его тему;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
2. Определить и четко сформулировать для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
Цели урока должны быть максимально конкретными.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, знаний и т.п.:
- обеспечить усвоение учащимися грамматических правил, значений и т.д.;
- обобщить и систематизировать знания о…(или по конкретной теме);
- отработать навыки (какие?);
- добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера:
- воспитание патриотизма;
- воспитание интернационализма;
- воспитание гуманности;
- воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
- воспитание дисциплинированности;
- воспитание эстетических взглядов.
ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых умений), воли и самостоятельности.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ – умение выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, уметь квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ – выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ – нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УЧЕБНОГО ТРУДА – развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, конспектировать.
РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ – развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.
3. Уточнение типа урока.
- Урок изучения нового материала.
- Урок закрепления и развития знаний умений и навыков.
- Урок формирования умений и навыков.
- Урок повторения.
- Урок проверки знаний
- Урок применения знаний, умений и навыков.
- Повторительно-обобщающий урок.
- Комбинированный урок.
4. Уточнение вида урока.
- Урок – лекция.
- Урок – беседа.
- Кино – урок.
- Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа).
- Урок – экскурсия.
- Урок – семинар.
- Дидактическая игра.
- Анализ ситуаций.
- Устный опрос.
- Письменный опрос.
- Контрольная работа.
5. Выбор методов и приемов.
К таким методам относятся:
- Метод монологического изложения (монологический метод).
- Метод диалогического изложения (диалогический метод).
- Метод эвристической беседы (эвристический метод).
- Метод исследования заданий (исследовательский метод).
- Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод).
- Метод программированных заданий (программированный метод).
- Спланировать учебный материал урока.
Для этого надо:
а) Подобрать по теме литературу.
б) Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в знакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
в) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
г) Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.
д) Продумать изюминку урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
е) Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес к их работе.
6. Составить конспект с учетом структуры урока.
Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока:
- формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;
- формирование новых понятий и способов действий;
- формирование умений и навыков;
- домашнее задание.
Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока.
Основные этапы современного урока
1. Организовать момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовности учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
4. Постановка цели занятий перед учащимися.
5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.
6. Первичная проверка понимания.
7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.
8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.
10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний.
11. Домашнее задание к следующему уроку.
Домашнее задание можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.
12. Подведение итогов урока.
Главное при группировке материла – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
ВЫВОД: При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание.
Современный урок.
1. Лисейчиков, О.Е. Дидактические сценарии уроков в социокультурном образовании: структура, содержание, требования к разработке/ О.Лисейчиков// Веснік адукацыі.- 2011.- №2.- С.3-13.
2. Петушкова, Е.В. Коммуникативно- деятельностный подход к управлению учебной деятельностью школьников: Владение универсальными обобщенными способами деятельности- показатель социального развития личности/ Е.Петушкова, С.Шакура// Народная асвета.- 2011.-№2.- С7-12.
3. Голубева, Л. Современный урок: анализ исамоанализ/ Л.Голубева, Т.Чегодаева// Веснік адукацыі.- 2010.- №12.- С.41-48.
4. Скаковский, В.Д. Подходы к градации и оценке учебных достижений/ В.Скаковский//Адукацыя і выхаванне.- 2010.-№10.- С.9-19.
5. Лизинский, В.М.Отметка и оценка/ В.Лизинский//Завуч.- 2010.-№8.- С.61-66.
6. Макаров,Ю. Как учителю обойтись без объяснения нового//Директор школы.- 2010.-№8.- С. 64-67.
7. Макаров,Ю. Домашнее задание не обязанность, а поощрение/ Ю.Макаров// Директор школы.- 2010.- №7.- С.51-54.
8. Лизинский, В.М. Виды, типы, формы уроков/ В.Лизинский, М.Левит// Завуч.- 2010.- №8.- С.36-47.
9. Остапенко,А.А. Чем отличается усвоение знаний от освоения умений/ А.Остапенко// Веснік адукацыі.- 2010.- №5.- С.27-35.
Факультативные занятия.
1. Добриневская, А.И. Обеспечение преемственности в системе “урок- факультативное занятие- урок” как условие высокого качества индивидуального образования лицеистов/ А.Добриневская, Н.Павлович//Кіраванне ў адукацыі.- 2011.- №2.- С.54-64.
2. Педагогический совет” Факультативное занятие как системное явление в организации образовательного процесса”// Народная асвета.- 2010.- №9.- С.49-54.
3. Интернет- педсовет” Факультативные занятия: прблемы, задачи, технологии// Народная асвета.- 2010.- С.37-68.
Информационные технологии.
1. Минич, О.А. Информационная культура учителя: Дидактические аспекты: Повышение эффективности использования электронных средств обучения/ О.Минич// Народная асвета.- 2010.- №12.- С.33-37.
2. Грабчикова,Е.С. Влияние образовательного потенциала Интернет- олимпиад на развитие творческих способностей учащихся/ Е.Грабчикова// Веснік адукацыі.- 2010. -№10.- С.13-16.
3. Якименко, И.В. Информационные технологии в работе учителя- предметника/ И. Якименко// Адукацыя і выхаванне.- 2010.- №6.- С.18-21.
4. Баранова, Н. «И тогда, наверняка, станет другом нам доска»/Н.Баранова// Директор школы.- 2010.- №9.- С.71-74.
Интерактивная доска.
5.Рогановская, Е.Н. Компьютеризированная образовательная среда: Теоретические
и практические аспекты формирования/ Е.Рогановская// Народнаяасвета.- 2010.-
№5.- С.8-11.
Работа с интеллектуально одаренными детьми.
1. Пышняк, И.В. Педсовет « Интеллектуальная одаренность учащихся: реалии, проблемы, перспективы»: Выбор эффективных методов и приемов развития интеллектуальной сферы учащихся/ И.Пышняк// Народнаяасвета.- 2011.- №1.- С.37-39.
2. Технология взращивания суперребенка: Семинар- практикум.Одаренные дети: диагностика и организация образовательной деятельности// Народная асвета.- 2010.-№5. – С.55-63.
3. Одаренные дети: компетентностный подход и принципы взаимодействия// Народнаяасвета.- 2010.-№3.- С.18-24.
4. Гавриш, Л.П. « Олимпионики»- открытое пространство интеллектуального общения/ Л.Гавриш// Народнаяасвета.- 2010.- №3.- С.35-40.
5. Мыслейко,Н.Н. Проект эффективного взаимодействия при подготовке к олимпиадам/ Н. Мыслейко// Народная асвета.- 2010.-№3.- С. 53-55.
6. «Подобное растворяется в подобном»: неординарный педагог и одаренный ребенок// Народная асвета.- 2010.-№3.- С.32-35.
7. Партин, Р.Н. Творчество учителя и его влияние на работу с одаренными детьми/ Р.Партин//Кіраванне ў адукацыі.- 2010.№6.- С.25-26.
КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК.
I. 1) чётко для себя сформулировать тему;
2) определить место темы в учебном курсе;
3) определить ведущие понятия урока;
4) посмотреть на урок сквозь призму перспективы, что нужно в будущем.
II. 1) определить и чётко сформулировать целевую установку урока;
III. Спланировать учебный материал:
1) подобрать литературу по теме;
2) подобрать учебные задания по теме, целью которых является:
а) узнавание нового материала;
б) воспроизведение;
в) применение знаний в знакомой ситуации;
г) применение знаний в незнакомой ситуации;
д) творческий подход к знаниям.
Составить три набора заданий:
а) задания, подводящие к воспроизведению материала;
б) задания, способствующие осмыслению материала;
в) задания, способствующие закреплению материала.
IV. Продумать «изюминку» урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызывает удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то что они будут помнить когда всё забудут (интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному).
V. Сгруппировать отобранный учебный материал.
VI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке:
1) что контролировать;
2) как контролировать;
3) как использовать результаты контроля.
VII. Подготовить оборудование для урока.
VIII. Продумать задание на дом.
IX. Конспект урока.
1) формальная часть;
2) содержательная часть;
3) аналитическая часть.
Примерный план работы
педагога над темой самообразования
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Форма представления результатов |
1. Диагностический |
1. Входная диагностика. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. |
Первый год работы над темой |
Собеседование с руководителем ШМК, заместителем директора школы |
2. Прогностический |
1. Определение целей и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. |
Первый год работы над темой |
Выступление на заседании ШМК |
3. Практический |
1. Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4. Корректировка работы. |
Второй год работы над темой |
Открытые уроки, выступления на заседаниях ШМК |
4. Обобщающий |
1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме. 3. Представление материалов. |
Третий год работы над темой |
Выступления на заседании педагогического совета, семинарах |
5. Внедренческий |
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение опыта. |
В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
Реферат, индивидуальный творческий проект и др. |
Меры предупреждения отставания
и неуспеваемости учащихся
Трудно лечить болезнь, лучше её не допустить. Ошибки—тоже своего рода недуг. Поэтому и возникает необходимость осуществления педагогами превентивной деятельности, направленной на профилактику ошибок и ошибочных действий. Под превентивной деятельностью педагога понимается заранее спланированная система мероприятий, направленных на раннее выявление и устранение причин и условий, приводящих к возникновению ошибок и ошибочных действий. В необходимости организации работы по предупреждению отставания и неуспеваемости учащихся в учении нас убеждают следующие положения.
1. Анализ контрольных, экзаменационных работ, результатов выполнения тестов свидетельствуют о повторении одних и тех же ошибок различными учащимися на различных уровнях обучения.
2. Исследование методической литературы, посвящённой рассмотрению типичных ошибок учащихся убеждают в преемственности ошибок как при изучении отдельных тем, так и внутри каждой из них.
3. Изучение систем упражнений, содержащихся в школьных учебных пособиях разных творческих коллективов, позволяет говорить о недостаточности заданий в системе упражнений, направленных на формирование и закрепление навыков безошибочного усвоения материала по предмету.
4. Нет публикаций, анализирующих причины появления типичных ошибок, и систем упражнений, направленных на их предупреждение исходя из причинного подхода, кроме математики 5 класса.
Вместе с тем наблюдения, анализ открытых уроков, проведенных в гимназии в рамках подготовки к педсовету, позволяют выявить ещё не реализованные, всеми учителями гимназии, возможности для совершенствования преподавания с целью профилактики неуспеваемости.
Методы совершенствования
организации обучения на уроке.
1. Тщательный отбор содержания изучаемого материала (полнота, доступность, удобная форма записи). Метод поэтапного формирования умственных действий.
Главная задача учителя на уроке -так организовать обучение,чтобы ученик понял не только какой материал подлежит усвоению, но и каким образом с ним следует работать .Если это формула, то следует акцентировать внимание учащихся на каждый её элемент. Ведь сколько элементов в формуле, столько будет разнотипных задач на её применение. Если вводим новое понятие, то покажем его сходство и различие с ранее изученным, схожим с ним понятием, как это сделала на своём уроке Г.Ч. Бальцевич (магнитное и электрическое поля), подберём систему заданий на отработку правильного усвоения этого понятия. Прочному усвоению (а значит отсутствию ошибок) способствуют правила , удобные для запоминания, чётко составленный алгоритм, следуя которому заведомо придёшь к намеченной цели. Ими удачно воспользовались на своих уроках О.В.Войткун, Л.М. Скилондь. С помощью трёх ключевых слов можно успешно усвоить 28 формул приведения ( четверть, знак, название).
Таким образом, от учителя требуется не только объяснение нового материала, обеспечивающее пониманием каждым учеником того, что же именно подлежит усвоению и как следует с ним работать, но и фиксирование основного содержания материала в краткой схематической форме, использование которого позволяет учащемуся приступить к работе без всякого предварительного заучивания. (Логико-смысловая модель по теме «Постоянные магниты» была предложена Г.Ч. Бальцевич учащимся 8»б» класса на уроке физики)—мини конспект.
2.Организация формирования базовых умений. Ориентировка.3 блока заданий. Постоянная поддержка обратной связи
Объясняя материал и записывая его кратко на этапе ориентировки, учитель должен разделить его на отдельные порции. Оперирование с каждой порцией—самостоятельный шаг в работе ученика, отдельная операция. Рассматриваются образцы заданий с конкретизацией применения теоретического материала при их решении на каждом шаге. Предлагаются задания разного уровня (3 блока), позволяющие ученику воспроизводить материал (устно); задания, предоставляющие возможность осмыслить воспроизводимый материал, и задания, позволяющие довести выполнение материала до уровня безошибочного усвоения. (Работа такого методического направления в полном объёме была продемонстрирована на уроке русского языка в 6»б»классе О.В,Войткун по теме « Одна и две буквы н в суффиксе имён прилагательных».
3. Общие направления деятельности учителя для работы с учащимися выделенных типов. В каждом классе есть учащиеся, которые схватывают всё на лету, есть и такие, которым всё надо подробнейшим образом объяснить да ещё несколько раз; есть увлечённые предметом и нелюбящие его; готовые много заниматься дома и не притрагивающиеся к учебнику. И тем не менее мы должны обучать и тех и других и третьих на одном и том же уроке, вовлекать всех учеников в работу класса. Как же такую работу проводить? С целью обеспечения условий для развития индивидуальности ученика с учётом его стиля мышления, конкретной исполнительности, уровня мотивации их можно распределить на 5 групп (так предлагают учителя математики г. Гродно). И к представителям каждой группы особый подход, особое внимание, чтоб не пропал интерес к школьному обучению (не потерялись отличники, хорошисты и т.д.)
Тип учащегося |
Характеристика деятельности учителя |
«Интеллектуалы» |
Учить планировать и распределять учебное время для решения дополнительных заданий повышенной сложности , использовать взаимообучение, формировать потребность в адекватной самооценке. |
«Теоретики» |
Учить планировать поэтапное решение с удалением от образца, выстраивать алгоритм решения, постепенно усложняя его |
«Практики» |
Учить планировать и распределять учебное время для изучения правил, для их повторения, учить соотносить теорию и практику |
«Старательные» |
Своевременно оказывать помощь и поддержку, создавать ситуацию успеха,учить планировать свою работу в соответствии с возможностями |
«Безразличные» |
Использовать игровые моменты, предлагать интересные задания , соответствующие их уровню |
Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля позволяет найти свою ошибку, осмыслить причину её появления.