Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

В помощь педагогу

Дата: 21 января 2017 в 22:55, Обновлено 31 октября 2023 в 17:38

Изображение


Профессиональное выгорание педагогов Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога Профессиональное выгорание педагогов. Пути преодоления


Как подготовить современный урок


          Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется:

  • уровнем проведения урока;
  • содержательной частью;
  • методической наполненностью;
  • атмосферой.

         Для того чтобы уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

1. Первое с чего надо начинать подготовку к уроку:

  • четко определить для себя и сформулировать его тему;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
  • обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и четко сформулировать для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, знаний и т.п.:

  • обеспечить усвоение учащимися грамматических правил, значений и т.д.;
  • обобщить и систематизировать знания о…(или по конкретной теме);
  • отработать навыки (какие?);
  • добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера:

  • воспитание патриотизма;
  • воспитание интернационализма;
  • воспитание гуманности;
  • воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
  • воспитание дисциплинированности;
  • воспитание эстетических взглядов.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых умений), воли и самостоятельности.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ – умение выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, уметь квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ – выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ – нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УЧЕБНОГО ТРУДА – развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ – развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

3. Уточнение типа урока.

  • Урок изучения нового материала.
  • Урок закрепления и развития знаний умений и навыков.
  • Урок формирования умений и навыков.
  • Урок повторения.
  • Урок проверки знаний
  • Урок применения знаний, умений и навыков.
  • Повторительно-обобщающий урок.
  • Комбинированный урок.

4. Уточнение вида урока.

  • Урок – лекция.
  • Урок – беседа.
  • Кино – урок.
  • Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа).
  • Урок – экскурсия.
  • Урок – семинар.
  • Дидактическая игра.
  • Анализ ситуаций.
  • Устный опрос.
  • Письменный опрос.
  • Контрольная работа.

5. Выбор методов и приемов.

К таким методам относятся:

  • Метод монологического изложения (монологический метод).
  • Метод диалогического изложения (диалогический метод).
  • Метод эвристической беседы (эвристический метод).
  • Метод исследования заданий (исследовательский метод).
  • Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод).
  • Метод программированных заданий (программированный метод).
  • Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

а) Подобрать по теме литературу.

б) Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в знакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.

в) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

г) Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.

д) Продумать изюминку урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

е) Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля.

   При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес к их работе.

6. Составить конспект с учетом структуры урока.

Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока:

  • формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;
  • формирование новых понятий и способов действий;
  • формирование умений и навыков;
  • домашнее задание.

   Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока.

Основные этапы современного урока

1. Организовать момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовности учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

4. Постановка цели занятий перед учащимися.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.

6. Первичная проверка понимания.

7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.

10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний.

11. Домашнее задание к следующему уроку.

Домашнее задание можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.

12. Подведение итогов урока.

Главное при группировке материла – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

ВЫВОД:  При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание.

Современный урок.

 1.      Лисейчиков, О.Е. Дидактические сценарии уроков в социокультурном образовании: структура, содержание, требования к разработке/ О.Лисейчиков// Веснік адукацыі.- 2011.- №2.- С.3-13.

2.      Петушкова, Е.В. Коммуникативно- деятельностный подход к управлению учебной деятельностью школьников: Владение универсальными обобщенными способами деятельности- показатель социального развития личности/ Е.Петушкова, С.Шакура// Народная асвета.- 2011.-№2.- С7-12.

3.      Голубева, Л. Современный урок: анализ исамоанализ/ Л.Голубева, Т.Чегодаева// Веснік адукацыі.- 2010.- №12.- С.41-48.

4.      Скаковский, В.Д. Подходы к градации и оценке учебных достижений/ В.Скаковский//Адукацыя і выхаванне.- 2010.-№10.- С.9-19.

5.      Лизинский, В.М.Отметка и оценка/ В.Лизинский//Завуч.- 2010.-№8.- С.61-66.

6.      Макаров,Ю. Как учителю обойтись без объяснения нового//Директор школы.- 2010.-№8.- С. 64-67.

7.      Макаров,Ю. Домашнее задание не обязанность, а поощрение/ Ю.Макаров// Директор школы.- 2010.- №7.- С.51-54.

8.      Лизинский, В.М. Виды, типы, формы уроков/ В.Лизинский, М.Левит// Завуч.- 2010.- №8.- С.36-47.

9.      Остапенко,А.А. Чем отличается усвоение знаний от освоения умений/ А.Остапенко// Веснік адукацыі.- 2010.- №5.- С.27-35.

Факультативные занятия.

1.      Добриневская, А.И. Обеспечение преемственности в системе “урок- факультативное занятие- урок” как условие высокого качества индивидуального образования лицеистов/ А.Добриневская, Н.Павлович//Кіраванне ў адукацыі.- 2011.- №2.- С.54-64.

2.      Педагогический совет” Факультативное занятие как системное явление в организации образовательного процесса”// Народная асвета.- 2010.- №9.- С.49-54.

3.      Интернет- педсовет” Факультативные занятия: прблемы, задачи, технологии// Народная асвета.- 2010.- С.37-68.

Информационные технологии.

1.      Минич, О.А. Информационная культура учителя: Дидактические аспекты: Повышение эффективности использования электронных средств обучения/ О.Минич// Народная асвета.- 2010.- №12.- С.33-37.

2.      Грабчикова,Е.С. Влияние образовательного потенциала Интернет- олимпиад на развитие творческих способностей учащихся/ Е.Грабчикова// Веснік адукацыі.- 2010. -№10.- С.13-16.

3.      Якименко, И.В. Информационные технологии в работе учителя- предметника/ И. Якименко// Адукацыя і выхаванне.- 2010.- №6.- С.18-21.

4.      Баранова, Н. «И тогда, наверняка, станет другом нам доска»/Н.Баранова// Директор школы.- 2010.-  №9.- С.71-74.

          Интерактивная доска.

    5.Рогановская, Е.Н. Компьютеризированная образовательная среда: Теоретические

       и практические аспекты формирования/ Е.Рогановская// Народнаяасвета.- 2010.-

       №5.- С.8-11.

Работа с интеллектуально одаренными детьми.

1.      Пышняк, И.В. Педсовет « Интеллектуальная одаренность учащихся: реалии, проблемы, перспективы»: Выбор эффективных методов и приемов развития интеллектуальной сферы учащихся/ И.Пышняк// Народнаяасвета.- 2011.- №1.- С.37-39.

2.      Технология взращивания суперребенка: Семинар- практикум.Одаренные дети: диагностика и организация образовательной деятельности// Народная асвета.- 2010.-№5. – С.55-63.

3.      Одаренные дети: компетентностный подход и принципы взаимодействия// Народнаяасвета.- 2010.-№3.- С.18-24.

4.      Гавриш, Л.П. « Олимпионики»- открытое пространство интеллектуального общения/ Л.Гавриш// Народнаяасвета.- 2010.- №3.- С.35-40.

5.      Мыслейко,Н.Н. Проект эффективного взаимодействия при подготовке к олимпиадам/ Н. Мыслейко// Народная асвета.- 2010.-№3.- С. 53-55.

6.      «Подобное растворяется в подобном»: неординарный педагог и одаренный ребенок// Народная асвета.- 2010.-№3.- С.32-35.

7.      Партин, Р.Н. Творчество учителя и его влияние на работу с одаренными детьми/ Р.Партин//Кіраванне ў адукацыі.- 2010.№6.- С.25-26.

КАК  ПОДГОТОВИТЬ  СОВРЕМЕННЫЙ  УРОК.

I. 1) чётко для себя сформулировать тему;

   2) определить место темы в учебном курсе;

3) определить ведущие понятия урока;

4) посмотреть на урок сквозь призму перспективы, что нужно в будущем.

II. 1) определить и чётко сформулировать целевую установку урока;

III. Спланировать учебный материал:

1)    подобрать литературу по теме;

2)    подобрать учебные задания по теме, целью которых является:

а) узнавание нового материала;

б) воспроизведение;

в) применение знаний в знакомой ситуации;

г) применение знаний в незнакомой ситуации;

д) творческий подход к знаниям.

Составить три набора заданий:

а) задания, подводящие к воспроизведению материала;

           б) задания, способствующие осмыслению материала;

           в) задания, способствующие закреплению материала.

IV. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызывает удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то что они будут помнить когда всё забудут (интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному).

V. Сгруппировать отобранный учебный материал.

VI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке:

1)    что контролировать;

2)    как контролировать;

3)    как использовать результаты контроля.

VII. Подготовить оборудование для урока.

VIII. Продумать задание на дом.

IX. Конспект урока.

1)    формальная часть;

2)    содержательная часть;

3)    аналитическая часть.

Примерный план работы

педагога над темой самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

Форма представления результатов

1. Диагностический

1.      Входная диагностика.   Анализ затруднений.

2.      Постановка проблемы.

3.      Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Первый год работы над темой

Собеседование с руководителем ШМК, заместителем директора школы

2. Прогностический

1.      Определение целей и задач работы над темой.

2.      Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.      Прогнозирование результатов.

Первый год работы над темой

Выступление на заседании ШМК

3. Практический

1.      Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

2.      Формирование методического комплекса.

3.      Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4.      Корректировка работы.

Второй год работы над темой

Открытые уроки, выступления на заседаниях ШМК

4. Обобщающий

1.      Подведение итогов.

2.      Оформление результатов работы по теме.

3.      Представление материалов.

Третий год работы над темой

Выступления на заседании педагогического совета, семинарах

5. Внедренческий

1.      Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2.      Распространение опыта.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Реферат, индивидуальный творческий проект и др.

Меры предупреждения отставания

и неуспеваемости учащихся

Трудно лечить болезнь, лучше её не допустить. Ошибки—тоже своего рода недуг. Поэтому и возникает необходимость осуществления педагогами превентивной деятельности, направленной на профилактику ошибок и ошибочных действий. Под превентивной деятельностью педагога понимается заранее спланированная система мероприятий, направленных на раннее выявление и устранение причин и условий, приводящих к возникновению ошибок и ошибочных действий. В необходимости организации работы по предупреждению отставания и неуспеваемости учащихся в учении нас убеждают следующие положения.

1.          Анализ  контрольных, экзаменационных работ, результатов выполнения тестов свидетельствуют о повторении одних и тех же ошибок различными учащимися на различных уровнях обучения.

2.          Исследование методической литературы, посвящённой рассмотрению типичных ошибок учащихся убеждают в преемственности ошибок как при изучении отдельных тем, так и внутри каждой из них.

3.                 Изучение      систем упражнений, содержащихся в школьных учебных пособиях разных творческих коллективов, позволяет говорить о недостаточности заданий в системе упражнений, направленных на формирование и закрепление навыков безошибочного усвоения материала по предмету.

4.                       Нет публикаций, анализирующих причины появления типичных ошибок, и систем упражнений, направленных на их предупреждение исходя из причинного подхода, кроме математики 5 класса.

Вместе с тем наблюдения, анализ открытых уроков, проведенных в гимназии в рамках подготовки к педсовету, позволяют выявить ещё не реализованные, всеми учителями гимназии, возможности для совершенствования преподавания с целью профилактики неуспеваемости.

Методы совершенствования

организации обучения на уроке.

1. Тщательный отбор содержания изучаемого материала (полнота, доступность, удобная форма записи). Метод поэтапного формирования умственных действий.

Главная задача учителя на уроке -так организовать обучение,чтобы ученик понял не только какой материал подлежит усвоению, но и каким образом с ним следует работать .Если это формула, то следует акцентировать внимание учащихся на каждый её элемент. Ведь сколько элементов в формуле, столько будет разнотипных задач на её применение. Если вводим новое понятие, то покажем его сходство и различие с ранее изученным, схожим с ним понятием, как это сделала на своём уроке Г.Ч. Бальцевич (магнитное и электрическое поля), подберём систему заданий на отработку правильного усвоения этого понятия. Прочному усвоению (а значит отсутствию ошибок) способствуют правила , удобные для запоминания, чётко составленный алгоритм, следуя которому заведомо придёшь к намеченной цели. Ими удачно воспользовались на своих уроках О.В.Войткун, Л.М. Скилондь. С помощью трёх ключевых слов можно успешно усвоить 28 формул приведения ( четверть, знак, название).

Таким образом, от учителя требуется не только объяснение нового материала, обеспечивающее пониманием каждым учеником того, что же именно подлежит усвоению и как следует с ним работать, но и фиксирование основного содержания материала в краткой схематической форме, использование которого позволяет учащемуся приступить к работе без всякого предварительного заучивания. (Логико-смысловая модель по теме «Постоянные магниты» была предложена Г.Ч. Бальцевич учащимся 8»б» класса на уроке физики)—мини конспект.

2.Организация формирования базовых умений. Ориентировка.3 блока заданий. Постоянная поддержка обратной связи

Объясняя материал и записывая его кратко на этапе ориентировки, учитель должен разделить его на отдельные порции. Оперирование с каждой порцией—самостоятельный шаг в работе ученика, отдельная операция. Рассматриваются образцы заданий с конкретизацией применения теоретического материала при их решении на каждом шаге. Предлагаются задания разного уровня (3 блока), позволяющие ученику воспроизводить материал (устно); задания, предоставляющие возможность осмыслить воспроизводимый материал, и задания, позволяющие довести выполнение материала до уровня безошибочного усвоения. (Работа такого методического направления в полном объёме была продемонстрирована на уроке русского языка в 6»б»классе О.В,Войткун по теме « Одна и две буквы н в суффиксе имён прилагательных».

3. Общие направления деятельности учителя для работы с учащимися выделенных типов. В каждом классе есть учащиеся, которые схватывают всё на лету, есть и такие, которым всё надо подробнейшим образом объяснить да ещё несколько раз; есть увлечённые предметом и нелюбящие его; готовые много заниматься дома и не притрагивающиеся к учебнику. И тем не менее мы должны обучать и тех и других и третьих на одном и том же уроке, вовлекать всех учеников в работу класса. Как же такую работу проводить? С целью обеспечения условий для развития индивидуальности ученика с учётом его стиля мышления, конкретной исполнительности, уровня мотивации их можно распределить на 5 групп (так предлагают учителя математики г. Гродно). И к представителям каждой группы особый подход, особое внимание, чтоб не пропал интерес к школьному обучению (не потерялись отличники, хорошисты и т.д.)

Тип учащегося

Характеристика деятельности учителя

«Интеллектуалы»

Учить планировать и распределять учебное время для решения дополнительных заданий повышенной сложности , использовать взаимообучение, формировать потребность в адекватной самооценке.

«Теоретики»

Учить планировать поэтапное решение с удалением от образца, выстраивать алгоритм решения, постепенно усложняя его

«Практики»

Учить планировать и распределять учебное время для изучения правил, для их повторения, учить соотносить теорию и практику

«Старательные»

Своевременно оказывать помощь и поддержку, создавать ситуацию успеха,учить планировать свою работу в соответствии с возможностями

«Безразличные»

Использовать игровые моменты, предлагать интересные задания , соответствующие их уровню

4.Обучение навыкам самоконтроля

Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля позволяет найти свою ошибку, осмыслить причину её появления.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.