Рекомендации по организации работы с пострадавшими от насилия в семье
Рекомендации по организации работы с пострадавшими от насилия в семье.
1. Нормативные правовые акты.
-
Кодекс Республики Беларусь об образовании;
-
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
-
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
-
Уголовный кодекс Республики Беларусь;
-
Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
-
Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании»;
-
Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
-
Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка»;
-
Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении»;
-
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг», которым утвержден перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами (далее – Постановление № 1218);
-
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2014 № 1192 «Об утверждении Положения о порядке представления организациями здравоохранения в правоохранительные органы информации, составляющей врачебную тайну» (далее – Постановление № 1192);
-
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2014 № 353 «О некоторых вопросах профилактики правонарушений и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – Постановление № 353);
-
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги», которым утверждена Инструкция о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги (далее – Постановление № 11);
-
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 года № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания».
II. ГЛОССАРИЙ
насилие в семье - умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (статья 1 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»);
члены семьи - близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство (статья 1 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»);
временный приют - предоставление временного места пребывания гражданам, не имеющим определенного места жительства либо по объективным причинам утратившим возможность нахождения по месту жительства и месту пребывания (статья 30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);
«кризисная» комната - специально оборудованное отдельное помещение, благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта для предоставления в случае необходимости лицам, находящимся в кризисном состоянии, временного приюта (пункт 22 Инструкции о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденной Постановлением № 11);
защитное предписание - установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий (статья 31 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»). Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно вынесено, запрещается:
предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие в семье;
посещать места нахождения гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;
общаться с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;
социальная услуга - действия по оказанию гражданину помощи в целях содействия в предупреждении, преодолении трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней (статья 1 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);
консультационно-информационные услуги - информирование об условиях и порядке организации и оказания социальных услуг, оказание содействия в оформлении и истребовании документов, необходимых для реализации права на установленные законодательством формы и виды социальной поддержки (статья 30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);
материальная помощь - предоставление денежных средств, продуктов питания, санитарно-гигиенических изделий, средств ухода, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива (статья 30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);
социально-педагогические услуги - действия, направленные на социализацию граждан различных возрастных и социальных групп, организацию их досуга в целях приобретения ими социальной ориентации и общепринятых норм поведения (статья 30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);
социально-посреднические услуги - содействие установлению и расширению связей между гражданами, получающими социальные услуги, и государственными органами (организациями), а также оказание в установленном порядке услуг по представлению интересов граждан, получающих социальные услуги (статья 30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);
социально-психологические услуги - содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении их последствий, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан, и создание необходимых для этого условий (статья 30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);
социальный патронат - деятельность по сопровождению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленная на ее преодоление, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию и реализацию собственного потенциала граждан для личного и социального роста (статья 30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании»);
патронатный совет – межведомственный орган, который создается по инициативе территориального центра социального обслуживания населения (центра социального обслуживания семьи и детей (социальной помощи семье и детям) для постановки целей, задач и разработки мероприятий плана сопровождения семьи, а также мониторинга эффективности работы с семьей (пункт 26 Инструкции о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденной Постановлением № 11).
III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
В статье 17 Закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее - Закон) установлен порядок взаимодействия субъектов профилактики правонарушений по предупреждению насилия в семье.
Так, в соответствии с частью 1 указанной статьи местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами внутренних дел, органами управления здравоохранением, государственными организациями здравоохранения, органами управления образованием, учреждениями образования, органами по труду, занятости и социальной защите, учреждениями социального обслуживания, иными организациями принимают меры по выявлению и устранению причин насилия в семье и условий, ему способствующих, организуют деятельность по оказанию помощи жертвам насилия.
Справочно: Территориальные центры социального обслуживания населения (далее - ТЦСОН) безвозмездно оказывают жертвам насилия в семье консультационно-информационные, социально-педагогические, социально-психологические, социально-посреднические услуги, материальную помощь, услугу социального патроната, временного приюта и иные социальные услуги.
Согласно части 3 статьи 17 Закона местные исполнительные и распорядительные органы принимают решения о создании государственных организаций, их структурных подразделений по предоставлению услуг временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, а также принимают при необходимости в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, меры по обеспечению местами временного пребывания граждан, в отношении которых вынесено защитное предписание.
Справочно: В соответствии с Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденной Постановлением № 11 для оказания услуги временного приюта в ТЦСОН создается «кризисная» комната.
В соответствии с Постановлением № 353 местными исполнительными и распорядительными органами принимаются меры по обеспечению местами временного пребывания граждан, в отношении которых вынесено защитное предписание, устанавливающее обязанность гражданина, совершившего насилие в семье, покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение.
В соответствии с частью 6 статьи 17 Закона учреждения социального обслуживания, иные государственные организации, их структурные подразделения, оказывающие социальные услуги гражданам, пострадавшим от насилия в семье, осуществляют учет данных об оказании помощи гражданам, пострадавшим от насилия в семье, обобщают, систематизируют и анализируют полученную информацию.
Справочно: Сбор статистической информации по вопросам оказания помощи жертвам насилия в семье ведется в электронной форме отчетности Министерства труда и социальной защиты (АССС) «Сведения о работе территориальных центров социального обслуживания населения».
Данная форма отчетности содержит следующие сведения:
количество территориальных центров социального обслуживания населения;
численность граждан, состоящих на учете в территориальных центрах социального обслуживания населения, в том числе лиц, пострадавших от преступной деятельности (ставших жертвами торговли людьми, пострадавших от насилия и др.);
количество телефонов «горячая линия» и численность граждан, получивших по ним помощь;
количество «кризисных» комнат и численность граждан, получивших помощь, в том числе пострадавших от насилия.
Указанная форма отчетности является ежеквартальной.
С 2015 года Министерством труда и социальной защиты проводится ежегодный мониторинг деятельности «кризисных» комнат. В ходе мониторинга изучаются характеристики «кризисной» комнаты (место расположения, оснащение, график работы, обеспечение охраны и др.), категории граждан, проживавших в «кризисной» комнате (пол, возраст, причина обращения, период пребывания и др.), виды и качество оказываемых услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с ОВД, органами управления образованием, учреждениями образования, органами по труду, занятости и социальной защите, иными организациями обеспечивают проведение информационно-просветительской работы по предупреждению насилия в семье, организуют деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов по вопросам профилактики насилия в семье.
Справочно: проведение информационно-просветительской работы по предупреждению насилия в семье, осуществляется в рамках профилактических республиканских акций: «Дом без насилия», «16 активных дней против насилия в семье», а также иных акций, организуемых по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов.
С 2014 года в программу курсов повышения квалификации, проводимых в РИПК, включены вопросы профилактики насилия в семье и организации работы по оказанию помощи жертвам насилия в семье. Следует обеспечить направление на прохождение данных курсов всех специалистов, осуществляющих деятельность по профилактике насилия в семье и организации работы по оказанию помощи жертвам насилия в семье.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона органы внутренних дел во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания, иными государственными организациями, их структурными подразделениями, оказывающими социальные услуги гражданам, пострадавшим от насилия в семье, государственными организациями здравоохранения, учреждениями образования, организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, в пределах своей компетенции проводят профилактические мероприятия по выявлению фактов насилия в семье и граждан, совершающих насилие в семье.
Согласно части 8 статьи 17 Закона органы внутренних дел и органы прокуратуры разъясняют гражданам, пострадавшим от насилия в семье, их право обратиться с заявлением о возбуждении уголовного дела либо с заявлением об административном правонарушении, информируют их об организациях, в которых оказывается помощь пострадавшим от насилия в семье, а также в пределах своей компетенции осуществляют подготовку материалов для принятия в установленном порядке решений о привлечении граждан, совершающих насилие в семье, к административной или уголовной ответственности.
Справочно: в г. Минске работа по передаче органами внутренних дел сведений о жертвах насилия в семье в ТЦСОН организована следующим образом. Органы внутренних дел информируют пострадавших от насилия в семье о видах помощи, которые они могут бесплатно получить в ТЦСОН, в том числе о возможности предоставления временного приюта, заполняют информированное согласие и направляют его в ТЦСОН. Специалисты ТЦСОН устанавливают контакт с пострадавшим, выясняют потребности, разъясняют порядок оказания услуг и мотивируют обращаться за помощью в ТЦСОН.
Органы внутренних дел осуществляют учет сведений о правонарушениях, совершенных членами семьи по отношению к другим членам семьи, обобщают и систематизируют полученную информацию (часть 6 статьи 17 Закона).
В соответствии с частью 9 статьи 17 Закона государственные организации здравоохранения оказывают медицинскую и психологическую помощь гражданам, пострадавшим от насилия в семье, уведомляют о совершенном насилии в семье других субъектов профилактики правонарушений согласно их компетенции, представляют в установленном порядке информацию о гражданах, пострадавших от насилия в семье, и гражданах, совершивших насилие в семье, которым оказана медицинская помощь.
Справочно: В соответствии с частью 11 статьи 46 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» организации здравоохранения обязаны представлять информацию, составляющую врачебную тайну, без согласия пациента в правоохранительные органы при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью причинен в результате противоправных действий. Такие основания определены в п. 3 Положения о порядке представления организациями здравоохранения в правоохранительные органы информации, составляющей врачебную тайну, утвержденного Постановлением № 1192.
IV. МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Межведомственное взаимодействие – это комплекс мер, целью которых является оказание комплексной, своевременной и преемственной помощи пострадавшим от домашнего насилия.
В целях организации межведомственного взаимодействия по оказанию помощи пострадавшим от насилия в семье в 2014 году (в соответствии с подпунктом 1.6.1 Протокола заседания коллегии Министерства труда и социальной защиты от 27.06.2014 № 6) комитетами по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома совместно с органами внутренних дел, образования, здравоохранения решениями гор(рай)исполкомов утверждены протоколы межведомственного взаимодействия по оказанию помощи пострадавшим от насилия в семье.
Для координации межведомственного взаимодействия на уровне района создается межведомственный совет в состав которого входят представители:
территориального центра социального обслуживания населения;
органов внутренних дел;
органов здравоохранения;
органов образования.
В состав межведомственного совета могут включаться представители иных государственных органов, общественных, международных и религиозных организаций, участвующих в процессе оказания помощи жертвам насилия в семье.
Возглавляет межведомственный совет представитель ТЦСОН.
Заседания межведомственного совета проводятся при необходимости, но не реже одного раза в квартал. По итогам заседания оформляется протокол.
Ежегодно утверждается план работы межведомственного совета.
Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности межведомственного совета осуществляет ТЦСОН.
Функции членов межведомственного совета в зависимости от ведомственной принадлежности:
представитель территориального центра социального обслуживания – устанавливает договорные отношения с пострадавшими от насилия в семье, проводит первичную оценку состояния пострадавшего и его детей (при наличии); составляет программу реабилитации; осуществляет координацию действий заинтересованных ведомств и гражданина при выполнении плана реабилитации; оказывает содействие в получении необходимых социальных услуг, реализации права на иные льготы и гарантии, предусмотренные законодательством; в пределах компетенции определяет проблемы семьи и их причины, содержание мероприятий программы реабилитации и ожидаемый результат, контролирует сроки выполнения мероприятий и анализирует эффективность принимаемых мер;
представитель органов внутренних дел – проводит профилактическую работу с семьей в целях предупреждения правонарушений, в том числе домашнего насилия; информирует членов семьи о правах и юридической ответственности; проводит индивидуальную профилактическую работу среди правонарушителей; выносит защитное предписание и контролирует его выполнение; в пределах компетенции определяет проблемы семьи и их причины, содержание мероприятий программы реабилитации и ожидаемый результат, контролирует в пределах компетенции сроки выполнения мероприятий и анализирует эффективность принимаемых мер;
представитель органов образования – изучает положение ребенка (детей) в семье, учреждении образования; организует взаимодействие с учреждениями образования в целях оказания необходимой помощи семье и ребенку (детям); проводит профилактическую и просветительскую работу с семьей в пределах компетенции; содействует организации летнего отдыха детей и занятости детей в свободное от учебы время; в пределах компетенции определяет проблемы семьи и их причины, содержание мероприятий программы реабилитации и ожидаемый результат, контролирует в пределах компетенции сроки выполнения мероприятий и анализирует эффективность принимаемых мер;
специалист органов здравоохранения – изучает медицинские аспекты проблемы и информирует семью о видах необходимой медицинской помощи и лечения; организует взаимодействие с организациями здравоохранения и Центрами, дружественными подросткам, по вопросам оказания необходимой помощи семье и ребенку (детям); проводит профилактическую и просветительскую работу по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, планирования семьи; в пределах компетенции определяет проблемы семьи и их причины, содержание мероприятий программы реабилитации и ожидаемый результат, контролирует в пределах компетенции сроки выполнения мероприятий и анализирует эффективность принимаемых мер.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ТЦСОН С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Сотрудничество с общественными объединениями осуществляется в целях развития и укрепления комплексной системы предупреждения насилия в семье и оказания всесторонней помощи жертвам насилия в семье, и осуществляется по следующим направлениям:
информирование граждан о предоставляемых видах помощи;
оказание взаимодополняющих социальных услуг жертвам насилия в семье;
перенаправление жертв насилия в семье в зависимости от их потребностей;
обмен информационными материалами, практическими методиками, международными практиками по вопросам профилактики насилия в семье и оказания помощи жертвам насилия в семье;
организация совместных информационно-просветительских акций и обучающих мероприятий;
другие направления сотрудничества.
С целью регламентирования взаимодействия между ТЦСОН и общественными объединениями целесообразно заключать соглашение о сотрудничестве.
Справочно: Соглашение о сотрудничестве заключено между ТЦСОН Ленинского района г. Минска и МОО «Гендерные перспективы». В рамках соглашения по направлению МОО «Гендерные перспективы» в «кризисную» комнату заселили пострадавших от насилия в семье.
МОО «Гендерные перспективы» администрируют общенациональную горячую линию для пострадавших от домашнего насилия (8-801-100-8-801), на которую обращаются за консультацией и помощью граждане со всей республики.
Местные исполнительные и распорядительные органы, органы по труду, занятости и социальной защите способствуют развитию государственного социального заказа в части оказания социальных услуг в сфере противодействия насилию в семье.
В соответствии с 16 мероприятием подпрограммы «Семья и детство» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы необходимо запланировать финансовые средства на развитие социального заказа в отношении семей, воспитывающих детей в соответствии с законодательством.
Справочно: в г. Гродно в 2015 году в рамках государственного социального заказа оплачивалась работа психолога, работающего с жертвами насилия в семье.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНАМИ ПО ТРУДУ, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Информационно-просветительская работа в сфере профилактики насилия в семье проводится с целью формирования в обществе мнения о недопустимости насилия в семье, информирования граждан о неотвратимости наказания за насилие в семье и о видах помощи для жертв насилия в семье. Данная работа осуществляется по следующим направлениям:
оформление тематических стендов в органах по труду, занятости и социальной защите, ТЦСОН;
содействие в оформлении стендов в организациях здравоохранения, учреждениях образования, на предприятиях и в организациях;
разработка и издание комплексных тематических буклетов, листовок, календарей, визиток и другой печатной продукции. Распространение указанной печатной продукции в ходе проведения информационно-просветительских мероприятий;
создание на сайтах органов по труду, занятости и социальной защите и ТЦСОН специализированных разделов «Профилактика насилия в семье»;
выступление в СМИ, на предприятия, родительских собраниях.
Информационные материалы должны содержать следующую информацию:
виды и признаки насилия в семье;
алгоритм действий жертвы в случае насилия в семье;
услуги, оказываемые жертвам насилия в семье ТЦСОН, организациями здравоохранения, общественными объединениями и другими;
меры наказания, применяемые к гражданам, совершившим насилие в семье, в том числе уголовная ответственность и возможность вынесения защитного предписания;
телефоны органов внутренних дел, общенациональной горячей линии для пострадавших от домашнего насилия (8-801-100-8-801), республиканской горячей линии по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию (8-801-100-16-11), горячих линий ТЦСОН, организаций здравоохранения, учреждений образования, общественных объединений, оказывающих помощь пострадавшим от насилия в семье.
VII. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ В ТЦСОН
Этапы организации работы по оказанию помощи жертвам насилия в семье предусматривают:
- установление договорных отношений с гражданином:
работа над мотивацией по принятию гражданином помощи и формирование осознанной потребности в решении проблемы насилия в семье, преодолении трудной жизненной ситуации;
заключение договора оказания социальных услуг по форме согласно приложению 1 к Инструкции о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденной Постановлением№ 11.
- проведение комплексной оценки гражданина (семьи):
заполнение персональной карты гражданина (информация о семье, ее социальном окружении, внутрисемейных отношениях, состоянии здоровья членов семьи, материально-бытовоеположение и другие сведенья);
оценка потребностей гражданина (анализ данных, полученных в ходе комплексного изучения семьи, определение проблемных областей и актуальных потребностей);
информирование гражданина о социальных услугах и других видах помощи, которые могут быть ему предоставлены;
поиск ресурсов самого гражданина, а также ресурсов социальной инфраструктуры, в которой он проживает (что могут сделать члены семьи, какую помощь могут оказать учреждения и организации на территории проживания семьи).
- разработка программы реабилитации пострадавшего от насилия в семье, обсуждение ее с гражданином, и в случае привлечения к оказанию помощи других организаций рассмотрение на заседании межведомственного совета. Программа реабилитации может включать:
предоставление временного приюта;
организация семейного и индивидуального психологического консультирования, бесед, лекций;
представление интересов гражданина в государственных органах и иных организациях;
содействие в оформлении документов для получения социальных льгот и гарантий, предоставляемых в соответствии с законодательством;
помощь в трудоустройстве, дополнительной занятости родителям и другим трудоспособным членам семьи;
предоставление других необходимых видов помощи;
привлечение других государственных и общественных организации для комплексной помощи.
При необходимости в программу реабилитации могут быть внесены изменения и дополнения, принято решение о ее продлении или досрочном завершении (прекращении).
Прекращение программы реабилитации до истечения срока ее реализации осуществляется по заявлению лица, заключившего договор на оказание социальных услуг. В случае невыполнения гражданином обязательств, предусмотренных программой реабилитации договор на оказание социальных услуг расторгается в порядке, установленном законодательством.
При оказании нескольких социальных услуг одновременно и (или) необходимости привлечения к оказанию помощи других организаций рекомендуется заключать с гражданином договор на оказание услуги социального патроната.
По завершении программы реабилитации необходимо проанализировать результативность ее выполнения и при необходимости рассмотреть на заседании межведомственного совета.
VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ «КРИЗИСНОЙ» КОМНАТЫ
Для оказания услуги временного приюта в ТЦСОН создается специально оборудованное отдельное помещение, благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта – «кризисная» комната. Решением рай(гор)испокома «кризисная» комната может быть открыта на базе отдельно выделенного жилого помещения (квартира, дом) или других учреждений и организаций.
Организация функционирования «кризисной» комнаты осуществляется в соответствии с ранее перечисленными нормативными правовыми актами и следующими документами:
Положение о «кризисной» комнате (утверждается решением рай(гор)исполкома);
Протокол межведомственного взаимодействия по оказанию помощи жертвам насилия в семье (утверждается решением рай(гор)исполкома);
Приказ о назначении ответственного за организацию работы «кризисной» комнаты (утверждается директором ТЦСОН) как правило -заведующий отделением социальной адаптации и реабилитации центра.
Приказ о режиме работы «кризисной» комнаты с указанием специалиста, ответственного за обеспечение круглосуточного доступа в «кризисную» комнату (утверждается директором ТЦСОН);
Журнал регистрации обращений за оказанием услуги временного приюта (утверждается директором ТЦСОН);
Правила внутреннего распорядка для граждан, находящихся в «кризисной» комнате (утверждается директором ТЦСОН).
В «кризисных» комнатах должны быть созданы необходимые условия для проживания: организованы спальные места, места для приготовления пищи, оборудованы санузлы, выдаваться спальные принадлежности и постельное белье, на случай экстренного заселения – запас продуктов с длительными сроками хранения.
В целях обеспечения круглосуточного доступа в «кризисную» комнату операторы службы милиции «102» информируются о телефонах специалистов ТЦСОН, ответственных за оказание помощи пострадавшим от домашнего насилия, в том числе и в нерабочее время.
IX. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ ВРЕМЕННОГО ПРИЮТА
При заселении в «кризисную» комнату с гражданином заключается договор на оказание услуги временного приюта (форма утверждена Постановлением № 11), который определяет условия и период нахождения в «кризисной» комнате.
Для заключения договора гражданин представляет следующие документы:
письменное заявление (форма утверждена Постановлением № 11);
документ, удостоверяющий личность;
документ установленного образца о праве на льготы (удостоверение инвалида, ветерана Великой Отечественной войны и т.п.) для граждан, относящихся к категории пользующихся льготами.
В случае отсутствия документов (утрата, невозможность попасть домой и другие причины) допускается заселение без предоставления документов с последующим обращением в органы внутренних дел для их восстановления.
При заселении гражданин подписывает заявление о неразглашении места нахождения «кризисной» комнаты и согласие с правилами внутреннего распорядка «кризисной» комнаты.
В «кризисную» комнату помещаются граждане по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, внутренних дел, учреждений здравоохранения, других государственных органов и организаций, а также обратившиеся по собственной инициативе. Под направлением понимается предоставление вышеперечисленными органами сведений в ТЦСОН о необходимости заселения в «кризисную» комнату в виде информированного согласия, полученного от гражданина, нуждающегося в оказании помощи.
Справочно: информированное согласие прилагается к протоколам межведомственного взаимодействия по оказанию помощи пострадавшим от насилия в семье, которые утверждены решениями гор(рай)исполкомов.
Услуга временного приюта предоставляется на базе «кризисной» комнаты гражданам старше 18 лет. Вместе с тем, при обращении семьи с детьми в «кризисную» комнату дети заселяются вместе с родителем. При этом уход за детьми осуществляется родителем.
Пребывание граждан в «кризисной» комнате, бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются на принципах самообслуживания.
Питание граждан, покупка лекарственных препаратов, средств личной гигиены и других предметов, необходимых в период пребывания в «кризисной» комнате, осуществляется за счет собственных средств граждан, а при необходимости за счет безвозмездной (спонсорской) помощи, средств местных бюджетов, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, других источников, не запрещенных законодательством.