Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профилактика школьного травматизма

Дата: 28 января 2022 в 12:23
153 просмотра

Детский травматизм одна из самых актуальных проблем. Детский  школьный травматизм  вызывает  особую  тревогу. Согласно ст.32 закона «Об образовании и Устава организации», учебные учреждения несут ответственность за здоровье и безопасность школьников.

Травма (от латинского слова) – телесное повреждение организма, вызванное воздействием внешней среды.

 Под  детским  травматизмом   следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.

Виды детского травматизма:

1.  бытовой;

2.  уличный (ДТП связанный с      

3.  транспортом, нетранспортный);

4.  школьный;

5.  спортивный;

6.  прочий.

ШКОЛЬНЫЙ  ТРАВМАТИЗМ   подразумевает травмы, полученные в  общеобразовательном  учреждении:

 -  в учебном классе на уроке;

 -  на уроке физической культуры;

-   на переменах,

-   во время внеклассного мероприятия.

Виды  детских травм:

- ушибы, порезы, рваные раны, переломы рук, ног, травма спины, травма внутренних органов и т.д.

ПРИЧИНЫ   школьного     травматизма:

чрезмерная активность подростков;  (нарушение дисциплины, озорство, шалости и неосторожности);

- недостаточное обучение детей необходимым навыкам поведения в образовательной среде;- неумение  распознавать травмоопасную ситуацию  и  быстро ориентироваться;

- недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации;

- неосторожное поведение на лестнице;

 -  на занятиях  спортзалах или на спортивных площадках

-  индивидуально-психологические особенности ребёнка  (двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, плохая координация, ориентация в пространстве, низкий уровень самоконтроля).

 -   возрастные особенности учащихся.

  Травмирование учащихся во время образовательного процесса можно предупредить или избежать путём принятия профилактических мер. Основные направления в профилактике травматизма среди учащихся в образовательной организации включают в себя:

Профилактика детского травматизма:

- Доходчиво разъяснять ребёнку те факты, которые   лежат в основе поведения, у истоков детских  травм.

-  Необходимо воспитывать у ребенка чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности.

- Формирование  у ребёнка умения распознавать травмоопасные ситуации и понимать какие и когда возможны повреждения.

- Убедить ребёнка   в  том, что многое можно предотвратить.

     Успех обучения детей правилам безопасного поведения возможен при условии тесного взаимодействия школы и семьи. Знания и навыки, полученные в школе, должны закрепляться в повседневной жизни, и основная роль в этом процессе принадлежит родителям. Ведь именно родители являются для ребёнка непосредственным образцом поведения.

 

Детский травматизм и его профилактика

Профилактика травматизма у детей (скачать)

Травмой (повреждением) называется результат внезапного воздействия на организм ребенка какого-либо фактора внешней среды, нарушающего анатомическую целостность тканей и протекающие в них физиологические процессы. Повреждения, повторяющиеся среди детей различных воз­растных групп в аналогичных условиях, входят в понятие детского травматизма.

       В зависимости от причин и обстоятельств возникновения повреждений различают следующие виды детского травматизма:

  • бытовой, 

  • уличный — транспортный и нетранспортный, 

  • школьный/дошкольный (во время перемен, на уроках физкультуры, труда и т. п.), 

  • cпортивный (при организованных за­нятиях и неорганизованном досуге), 

  • прочий (учебно-производственный, сельскохозяйственный и др.).

       Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди повреждений и составляет 70 — 75%.

       К бытовому травматизму относят повреждения, полученные во время пребывания детей в квартире, коридоре, на лестничной площадке, во дворе дома и т. п. Бытовая травма чаще всего наблюдается у детей ясельного и дошкольного возраста и снижается в школьном возрасте. У грудных де­тей около трети всех повреждений составляют ожоги и около 20 % — пере­ломы. Предупреждение несчастных случаев в быту зависит от взрослых, ухаживающих за ребенком. Правильная организация ухода, благоприятные условия окружающей обстановки являются важнейшими факторами пред­упреждения бытовой травмы.

       За детьми младшего дошкольного возраста требуется усиленное наблюдение. Систе­матическая санитарно-просветительная работа среди родителей и работни­ков детских яслей, ознакомление их с причинами травм и мерами профи­лактики могут в значительной степени снизить количество травм. Если травма произошла в детском учреждении, она должна быть предметом разбора и обсуждения.

       Бытовые травмы у детей дошкольного возраста возникают в основном при падении, ударе о разные предметы. Количество ожогов уменьшается в связи с увеличением жизненного опыта ребенка. Ожоги в этом возрасте возникают в основном из-за плохого надзора и небрежности взрослых. Предупреждение травм в этой возрастной группе зависит от соблюдения взрослыми элементарных правил безопасности в быту (правильное хране­ние спичек, ядовитых жидкостей, осторожное обращение с электроприбора­ми, сосудами с горячей жидкостью во время стирки и т. п.). У детей дошкольного возраста наряду с бытовой травмой начинает возрастать часто­та уличной травмы.

      Уличный нетранспортный травматизм обусловлен в основном несоблю­дением детьми правил поведения на улице. С целью предупреждения этого вида травматизма необходимо правильно организовать досуг детей  и др.

       Уличная транспортная травма является самой тяжелой и в связи с уве­личением интенсивности движения на дорогах городов и поселков не имеет тенденции к снижению. Травма, как правило, сопровождается сочетанными и множественными повреждениями, что может принесли к инвалидности или даже гибели ребенка. Основными причинами детского транспортного травматизма являются: безнадзорность детей, незнание и несоблюдение детьми правил уличного движения, иногда несоблюдение правил движения водителями транспорта, игра на проезжей части улицы и др. В целях пред­упреждения этих самых тяжелых повреждений необходимо проводить спе­циальные занятия по изучению правил уличного движения среди детей до­школьного  возраста, шире организовывать детские авто­дромы при парках, проводить разъяснительную работу среди родителей, воспитателей дошкольных учреждений.

Детский травматизм

       Травмы, отравления и другие воздействия внешних факторов в течение последних пятнадцати лет находятся на третьем месте в структуре смертности после болезней сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний. Ежегодно в Беларуси получают травмы более 750 тысяч жителей, из них около 120 тысяч – дети.

Что такое травма и травматизм?

       Травма – это повреждение тканей или органов тела в результате какого-либо внешнего фактора или воздействия (ушибы, ранения, механические, термические, химические,        радиационные и др.).

Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения или контингента лиц, находящихся в одинаковой обстановке, условиях труда и быта за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.п.).

       В зависимости от места получения травмы различают несколько видов травматизма:

- производственный – промышленный, сельскохозяйственный;

- непроизводственный – дорожно-транспортный, уличный, бытовой, спортивный, военный;

- детский травматизм – выделяется в отдельную категорию. Он вызывает особую тревогу. Дети получают тяжелые травмы, увечья и даже гибнут будучи дома, играя во дворе, на стадионах, в школах, в дорожно-транспотрных происшествиях.

Наиболее травмоопасные места для детей

Наибольшее количество травм дети получают:

в бытовых условиях - около 60%;

на улице (в транспорте, и вне его) – около 15%;

во время занятий спортом – 9%;

в школе – около 8%.

По степени тяжести:

на легкие повреждения приходится наибольший процент (около 50-55%;

повреждения средней тяжести составляют около 30-32%;

тяжелые повреждения – 3-4%, причем часть из них со смертельным исходом.

       Структура детского травматизма - по характеру повреждений может быть представлена следующим образом:

черепно-мозговые травмы – 35%;

закрытые переломы – 29%;

открытые переломы – 4,6 %;

ушибы, частичные надрывы связочного аппарата – 9,8%;

ожоги, отморожения – 8,9 %;

раны – 9,2 %;

прочие (электротравмы, утопление, укусы) – 3,5%.

       Эти показатели детского травматизма существенно различаются в возрастных группах. Наиболее высокая смертность от несчастных случаев, по данным ЮНЕСКО, у детей в возрасте от 5 до 14 лет – до 50%, а в возрасте до 1 года смертность от травм составляет 4 % и сопоставима со смертностью от несчастных случаев в возрастной группе старше 65 лет.

       У мальчиков травмы встречаются чаще (2/3 к общему числу), так как они менее управляемы и более подвижны в быту, школе, на улице и так далее.

Особенности детского травматизма в различных возрастных группах. Меры профилактики.

       Для правильной организации и проведения мероприятий по борьбе с детским травматизмом необходимо учитывать особенности детского травматизма в следующих группах: грудного (до 1 года), преддошкольного (от 1 до 3 лет), дошкольного ( от 3 до 7 лет) и школьного (от 7 до 16 лет) возраста.

       Дети грудного возраста находятся под наблюдением родственников или ухаживающих взрослых, поэтому виновниками происшедшего несчастного случая с грудным ребёнком являются взрослые.

       Профилактическая работа среди взрослых должна быть поставлена так, чтобы организация ухода за ребенком полностью исключала возможность получения повреждений.

       В преддошкольном возрасте в связи с увеличением активности ребенок в большей степени нуждается в наблюдении как в домашних условиях, так и в обстановке яслей – сада. В этом возрасте нередко появляются частичные надрывы связочного аппарата в области локтевого сустава, а еще чаще – растяжения с ущемлением капсулы сустава между головчатым возвышением плечевой кости и головкой лучевой кости. Причиной этих повреждений являются резкое натяжение, подтягивание за руку в вертикальном направлении, резкое выдергивание за руку ребенка из лужи, грязи и при падениях. Старшие должны знать этот механизм травмы и по возможности поднимать ребенка без резких рывков.

       Необходимо систематически проводить разъяснительную работу с обслуживающим персоналом и детьми.

       В дошкольном возрасте большинство детей первую половину дня проводят в детском саду под наблюдением воспитателя, а вторую половину - в кругу своей семьи. Любознательность детей в этом возрасте беспредельна: они непоседливы, все время в движении, однако у них уже есть некоторый опыт соприкосновения с окружающей средой. Все же число ожогов вследствие недосмотра взрослых сохраняется еще на высоком уровне (до 26,2 %). Изменились только причины термических поражений: шалости во время приема горячей жидкой пищи, игры в помещениях, где приготовляется пища, проводится стирка белья, легкий доступ к спичкам и использование их в игре и т.п.

      В весенне-летний период отмечается увеличение числа падений из неотгороженных и незащищенных сетками окон, с балконов и лоджий. Эта травма отличается наибольшей тяжестью и часто приводит к летальному исходу. Возрастает частота ссадин, ушибов, переломов, повреждений органов грудной и брюшной полостей, черепно-мозговой травмы, полученных во дворах, на лестничных клетках, на улице при падениях и автотравмах.

       Профилактические мероприятия, направленные на снижение травматизма у детей в дошкольном возрасте, состоят в проведении разъяснительной работы с родителями, воспитателями и сотрудниками детских садов. Необходимо добиться того, чтобы лестничные пролёты и открывающиеся окна были недоступны детям, создать специальные игровые площадки для детей во дворах, но обязательно под контролем старших.

       Причиной повреждений от транспорта являются нарушения элементарных правил поведения на улице. Из всех видов детского травматизма транспортный приводит к наиболее тяжёлым повреждениям, иногда со смертельным исходом.

   

Взрослым необходимо всегда помнить, что в их руках находится здоровье и жизнь детей. Подарим же им действительно счастливое детство, без травм и лишних обращений к врачам!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.